Экскурс в историю: лучшие альбомы 1997 года

Экскурс в историю: лучшие альбомы 1997 года

1997.jpg

Прошлым летом усилиями Андрея Березина мы представляли список главных хип-хоп-альбомов 1996 года (в трех томах!) и сегодня беремся продолжать двигаться по исторической ветке.

В материале ниже Андрей рассказал о самом интересном хип-хопе за год, когда погиб Бигги Смоллс, а JAY-Z превратился в большую коммерческую звезду.


The Notorious B.I.G. — Life After Death

Biggie.png

Что за альбом? Второй альбом «короля Нью-Йорка» — молодого-горячего, очень большого и серьезного парня, с обезоруживающим шармом уличного гения и убийцы.

Успех дебютного диска «Ready To Die» тремя годами ранее сделал из Бигги главную надежду нью-йоркского трускула на покорение чартов. Свой двойной опус Биг предусмотрительно отдал в руки продюсеров-инсайдеров под общим именем The Hitmen, верховодил которыми его босс и лучший друг Puff Daddy. Помимо этого, к созданию звучания были приглашены звездные RZA, Easy Mo Bee, Havoc и, конечно, DJ Premier. Поэтому альбом нагружен классическим R&B, но густо приправлен хмурым почерком нью-йоркского гангстера — как в битах примерно на трети треков, так и в большинстве текстов.

К релизу Бигги подошел в позиции безусловного лидера, успех которого раздражал слишком многих, тем более что за полгода до этого был убит его противник 2Pac. За две недели до релиза несколькими выстрелами сквозь дверь машины был отправлен на небо и сам The Notorious B.I.G.

Зачем слушать? Бигги был мощнейшим текстовиком, со своей особой мелодикой, хищным напором и эффектом превосходства. Начиная с захватывающего сторителлинга, он затем мог перейти на пати-гимн с перечислением признаков своего богатства и успеха, продолжить злобным репрезентом в лоб хейтерам (причем прямо в тексте возмущаясь тем, что битмейкер этого самого трека DJ Premier имеет наглость общаться с его, Бигги, недругами!), затем завернуть в пошлые и сладкие закоулки арэнби, написать дикую историю о бифе (не грызне в Твиттере, а настоящем бифе, когда боишься заводить машину и оставлять маму в городе одну), поучить молодежь торговать крэком, а затем поделиться историей собственного взлета, от которой и у слушателя могли вырасти крылья. «Life After Death» дает всеобъемлющее представление о звуке, который был на пике моды в 1997 году, при этом отдавая преимущество Восточному берегу в наиболее хитовом его воплощении. Кач и веселуха, что важно, мудро уравновешены свойственными Бигу нигилизмом и брутальностью.

Что было потом? Будь Крис Уоллес чуть более осторожен — не катался бы на Западное побережье и сохранил себе жизнь — то при таком чутье на хиты и выигрышные решения его могла бы ждать блестящая продолжительная карьера, которая скорректировала бы реальные биографии таких его земляков, как JAY-Z или DMX. Но уход столь весомого игрока обезглавил нью-йоркский рэп на пару лет, дал дорогу другой молодежи, в том числе и напарнику Бигги Шону «Паффи» Комбсу, а от самого артиста оставил лишь горсть куплетов, которые были размазаны его последователями на несколько скучных и ненужных посмертных релизов. «Life After Death» входит в тот уникальный круг рэп-альбомов, которые продались тиражом более 10 миллионов копий, а цитаты из текстов Бигги с завидным постоянством встречаются в новых рэп-сочинениях каждый год.


Wu-Tang Clan — Wu-Tang Forever

Wu-Tang.jpg

Что за альбом? Второй, на этот раз двойной по моде конца 90-х, альбом культовой группы из Нью-Йорка, блиставшей своим стилем в духе восточных единоборств и философии превосходства черного человека.

Настоящий магнум-опус. В отличие от дебютника 1993 года, тут звездный час получил каждый из девяти эмси коллектива, а битмейкер и вдохновитель RZA верховодил оркестром из революционных для того времени электронных звуков и торжественных мелодий.

Зачем слушать? Альбом стал мультиплатиновым вопреки всему. Он хмур и холоден, легких припевов почти нет, темы поднимаются жесткие и мужские, а куплеты перегружены многословными эмси с резко различающимися стилями. Первый сингл «Triumph» —это восемь куплетов под мрачный луп. Видимо, роль сыграл драйв, на котором Риза режиссировал альбом, думая лишь о том, чтобы сделать отлично от всех, что тогда выходило. Если альбом Бигги — это все лучшее, что хип-хоп умел в 1997-м, то «WTC» — то, чего он тогда даже близко не умел и не хотел понимать. Но качество и рвение сделали своё дело.

Что было потом? В 1993-1997 годах RZA был диктатором в группе. А после «WTC» резко отпустил вожжи, и ребята быстро испортились. Дискография микрофонных ниндзя засорилась арэнби-припевчиками и второсортной шелухой, сделанной на коленке. Через три-пять лет группа постепенно размыла свой ранее непогрешимый образ, и наслаждалась лишь отдельными разовыми успехами. Соло-материал поклонникам группы отныне приходится тщательно фильтровать. RZA пишет музыку для кино, GZA ездит с рэп-лекциями об устройстве вселенной, Method Man разучился делать хорошие альбомы, ODB мертв, Raekwon — в двух кварталах от Нарнии, Inspectah Deck в андерграунд, откуда и не выходил U-God. Вся надежа на Ghostface, да вот Masta Killa ещё стоящий внимания сольник выпустил.


Busta Rhymes — When Disaster Strikes...

Busta.jpg

Что за альбом? Яркий второй альбом сумасшедшего нью-йоркца, визжащий и бьющий пятерней в лицо, без каких-либо границ и тормозов. Баста сколотил свою небольшую банду Flipmode Squad и держал своих битмейкеров, делавших для него ускоренную и одичавшую версию исткост-рэпа, очень модную и непривычную для масс, попадавшую куда-то в середину между попсовыми Bad Boy, мрачными Wu-Tang и прорывным Timbaland.

Зачем слушать? Конец 90-х — это пиковый период Busta Rhymes как безудержного рифмовщика и поставщика стопроцентных хитов. Каждый его куплет — как плевок напалмом, каждый сингл — наглая заявка на превосходство, и все в его образе, от текстов до пластики и одежды, смотрелось максимально аутентично и талантливо. Помимо этого, альбом очень откровенен и зол. И чернухи, и порнухи, и мордобоя, и шизофрении тут хватает с головой.

Что было потом? К середине 2000-х Баста Раймс состриг свои космы, оброс жиром и потерял жар в подаче, из модного фрика превратившись в сытого борова. Он по-прежнему умеет читать как пулемет, но хитовые синглы делать не может или не хочет. Однако лучшие альбомы Busta Rhymes звучат и спустя 20 лет так же ярко и дико, как и в его время.


Master P — Ghetto Dope

Что за альбом? Да, этот кусок жареной южатины называется именно так — «Гетто-Дурь», хотя всюду он известен под зацензуренным названием, в котором от всей Дури остаётся только заглавная буква.

Успевший плотно встать на ноги в андеграунде успешный бизнесмен Перси Миллер собрал вокруг себя своих братьев и соседей по трущобам Нового Орлеана, чтоб сколотить новую империю рэп-бандосов, с полностью новым звуком и плотным южным ароматом. Невиданный доселе в бумбэпной рэп-вселенной рваный звук, дело рук команды Beats By The Pound, и двадцать хриплых глоток, рассказывающих дикие истории с душных переулков черных пригородов. С умным и упертым Master P во главе.

Зачем слушать? Это южный фольклор как он есть, с прорывным для того года звуком и жутким акцентом. Эффект погружения очень силен — чуваки как будто выпрыгнули с улиц буквально позавчера. Они толком не умеют читать, рвут строчки, путают рифмы, треки сведены кривовато, припевы тупо перепеты с давних соул-хитов, чтоб не заморачиваться. Это грязно и трушно. И именно с этого началось деление американской рэп-сцены не на два, а на три «берега», и именно отсюда началась победная серия южного звука, которая длится до сих пор.

Что было потом? Век гегемонии No Limit Soldiers был очень короток. В следующем 1998 году Пи завалил рынок альбомами своих корешей второго и третьего сорта, так как все, что он выпускал, разлеталось как горячие пирожки. К лейблу даже присоединилась звезда номер один — Snoop Dogg, и первый из его трех альбомов у них — это их лучший диск в 1998-м и худший из его альбомов (что должно говорить о качестве релизов лейбла). Но к 2000 году продажи быстро упали, и с корабля разбежались лучшие, Snoop Dogg и Mystikal. Пи несколько раз перенабирал состав, но вскоре превратился в карикатуру. Его средний брат сел в тюрьму, младший быстро устал от рэпа, а прочая братва разбежалась. Бизнесменом, правда, Master P остался успешным, но рэп ушел на задний план. Однако помнить о том, кто пробил Югу дорогу наверх, мы должны и теперь.


Puff Daddy & The Family — No Way Out

Puff Daddy.jpg

Что за альбом? Довольно беззаботный (в контексте гибели лучшего артиста лейбла «Bad Boy» Бигги незадолго до выхода), полностью состоящий из соул-семплов продюсерский альбом, где личность босса отнюдь не теряется на фоне массы гостей. Паффи в молодости был вынужден опираться на гостевые куплеты Бигги, но битмейкерскую работу выполнил мастерски, и в течение года превратился в повелителя чартов.

Зачем слушать? В год выхода альбом мог показаться по-свински продажным. Первый сингл — посвящение ушедшему Бигги, записанное кавером на хит группы Стинга Police. Куда проще и тупее? Ровно так же склепаны и все прочие треки альбома. Но с течением времени заимствования потеряли негативную окраску, а отличная работа по сшиванию этих лоскутов воедино осталась. Ну и начальный трек «Victory» — это просто бомба, и даже спустя столько лет у него этого не отнять.

Что было потом? Альбом Паффи заработал «Грэмми», в момент вручения которой на сцену ворвался Ol’ Dirty Bastard с криком о том, что альбомчик неплохой, конечно, но лучшие все равно Wu-Tang Clan, потому что они — для детей. Пафф неплохо развивал свой лейбл, покуда такой звук был актуален, после чего пустил щупальца в прочие бизнес-активы. Если в начале 2000-х его имя вызывало усмешку как синоним выскочки и безвкусия, то постепенно оно стало весить больше, чем весь его бывший лейбл. Оставаясь одним из самых значительных битмейкеров в истории жанра, Puff Daddy по доходам способен лидировать среди коллег в музыкальной сфере. Ну и Дженнифер Лопес в его истории была, это да.


Missy Elliott — Supa Dupa Fly

Что это за альбом. Футуристичный женский альбом, в котором новым и неповторимым было абсолютно все: вызывающе непохожее на классику звучание молодого Timbaland, наглый флоу с добавкой ненавязчивого вокала, едкое чувство юмора, нетривиальный образ мыслей и природный талант артистки из Вирджинии. Она переехала в Нью-Йорк в начале 90-х вместе с Тимбалэндом, с которым составляла продюсерский дуэт. Эти двое успели произвести немало хитов для молодых звезд арэнби, включая рано ушедшую Aaliyah, так что к моменту начала соло-карьеры Мисси была уже взрослой и опытной девочкой.

Почему это стоит послушать. Мисси Эллиот — это ярко, нагло, сексуально, технично, а звук нацелен с большим запасом в будущее. Мисси и Тимбо открыли для женского рэпа и популярного хип-хопа новые горизонты и вызовы. Электронный звук здесь стал главенствовать над теплым бумбэпом, а яркая форма возобладала над уличной трушностью.

Что было потом. Около десяти лет Мисси руководила женским рэпом, обстреливая публику дорогими футуристичными видео и мощнейшим материалом, сделанным ею в сотрудничестве с земляком Timbaland и другими наиболее дерзкими музыкантами в жанре. После чего стала в основном отдыхать, отвлекаясь лишь на нечастый продакшн. Итогом такого рывка стали шесть обвешанных платиной альбомов (среди которых четвертый — «Under Construction» — самый продаваемый альбом женского рэпа) и четыре премии Грэмми. В 2015 Мисси выступила на Супербоуле с миксом из лучших своих треков, что увеличило продажи ее старых записей в несколько раз и даже вернуло их в чарты Биллборда. Каждый ее новый выход к зрителю теперь как подарок, ведь седьмой альбом она не спеша строит уже лет десять.


JAY-Z — In My Lifetime, Volume 1

Что это за альбом. Альбом не может считаться лучшим среди множества релизов Джигги, но планку, поднятую дебютным «Reasonable Doubt», держит с запасом. В дополнение к классическим нью-йоркским битам Джей предложил тут сразу несколько надежных синглов, намеренно попсовых в стиле Puff Daddy и оттого безошибочных.

Зачем слушать? JAY-Z — эталонная фигура, когда речь идет об уверенности и зрелости. Персонаж Джигги в свои 25-30 лет мудр и прокачан в уличной философии, словно ему на 10-20 лет больше. Иногда кажется, что Джигга уже тогда знал, насколько у него будет все хорошо. И при этом коренному бумбэпу он здесь почти не изменял. Альбом выполнил важнейшую функцию — постепенно перевел артиста из молодых классиков Нью-Йорка в покорители мейнстрима.

Что было потом? В отсутствие погибшего Бигги Джей легко примерил на себя корону повелителя Нью-Йорка, а потом и всего мира. Вторая и третья части «Lifetime» сделали его хозяином как в чартах, так и среди трушной публики. Он всегда точно знал, как сделать хит, и всегда оставался проницательным и дерзким, успевая совершать победы как бизнесмен и артист. Продал более 100 миллионов своих записей, собрал 21 Грэмми, стал вторым после Паффи обеспеченным артистом в США. Женился на одной из самых желанных женщин планеты, умудрился ей изменить и писать об этом замечательные песни.


Bone Thugs-N-Harmony — The Art of War

Что это за альбом. Еще один двойной диск еще одного суперколлектива, кливлендской четверки (Пятерки?) с торопливыми рифмами о бандитской жизни и верности товарищам. Массивный релиз был полностью спродюсирован талантливым DJ U-Neek, и поэтому выдержан в едином прозрачном, мелодичном дизайне, сквозь который лишь изредка прорывались гэнгста-боевики там, где это было нужно. Напевная структура композиций в чем-то перекликается с теперешним трендом на пропевание строчек в рэп-куплетах.

Зачем слушать? Krayzie, Layzie, Wish и Bizzy выработали свой собственный стиль, будто совсем не будучи в курсе того, что в те годы в индустрии происходило, и поэтому создали скромный, но шедевр. Ритм по сравнению с общей модой замедлен, а эмси привязывают свои рифмы к мелодии (хоть и не всегда попадают) и постоянно включают даблтайм. Темы треков были тоже достаточно занятны, это был особый подвид гэнгста-рэпа с уклоном в батальную серьезность и солдатское братство. Но при прослушивании 20 лет спустя не покидает мысль, что музыка BTNH вообще перевернула бы игру, будь тогда в ходу автотюн и прочие инструменты сегодняшних рэпперов и вокалистов. Ведь она словно была создана как раз для такого.

Что было потом? Группа растеряла аутентичность и оригинальность еще быстрее, чем Ву-Тэнг, а частичный уход от услуг DJ U-Neek довершил кризис. Коллектив в 2000-х еще был способен на отдельные хиты и до сих пор пишется в разных комбинациях, но это звучит шаблонно и устало. Вся гордость Боун-Тагов осталась в 90-х.


Также рекомендуются

Mystikal.jpg

Mystikal — Unpredictable

Лучший артист «No Limit Records», если не считать Снуп Догга. Рявкающая резкая подача и много мата и угроз под хрустящие мелодичные южные биты.

Apple Music

Warren G — Take a Look Over Your Shoulder

Попытка скрестить каноничный джифанк с чартовым арэнби, очень кассовая, но не очень запоминающаяся. В дальнейшем у Уоррена стало получаться лучше.

Apple Music

Mase.jpg

Mase — Harlem World

Типичный кассовый продукт молодого Паффи, только голос у артиста еще более противно высокий и к тому же шепелявый. В наши дни альбом чаще вспоминают по супер-треку с DMX и первому в истории продакшну от Neptunes.

Apple Music

Boot Camp Clik — For The People

Короли подземки Нью-Йорка попытались создать супер-коллектив, но несколько запнулись в накуренных скучных темах. Дальше у них пошло лучше, но и здесь есть несколько кило горячих рифм.

Apple Music

Common.jpg

Common — One Day It'll All Make Sense

Чикагский романтик поверх замечательных соул-семплов говорит душевным языком о любви, чести и надежде.

Apple Music

Wyclef Jean — The Carnival

Дирижер ультра-успешных Fugees устраивает эстетский фьюжн на основе хип-хопа и регги.

Apple Music

Wyclef.jpg
Gravediggaz.jpg

Gravediggaz — The Pick, The Sickle & The Showel

Cайд-проект RZA с жесткими рифмами о смерти, возрождении и расовом неравенстве. Очень едкий звук, винтажный Ву-Тэнг с элементами эксцентрики Prince Paul.

Apple Music

Scarface — The Untouchable

Высокомерная южная тянучка, идеальная музыка полированных кабриолетов со стволами под сиденьями.

Apple Music

Scarface.jpg
Stefflon Don — Oochie Wally (Freestyle)

Stefflon Don — Oochie Wally (Freestyle)

Kanye West — XTCY

Kanye West — XTCY