Лучшие джазовые альбомы 2017 года

Лучшие джазовые альбомы 2017 года

Artboard 2 Copy 16.png

2017 год выдался удивительным для джаза. Некоторые важные события всего направления празднуют столетие: например, в 1917 году были рождены знаменитый пианист Телониус Монк, трубач Диззи Гиллеспи, барабанщик Бадди Рич и вокалистка Элла Фитцжеральд. Но джаз не стоит на месте, современные музыканты имеют свой взгляд на будущее, безусловно, однако черпают вдохновение и в прошлом.

Поскольку джазовый год действительно выдался ярким, мы решили отойти от привычного формата лучшей десятки ради 11 знаменательных проектов.

Текст подготовил Егор Киров.


11. Binker & Moses — Journey to the Mountain of Forever

jazz1.jpg

Саксофонист Бинкер Голдинг и барабанщик Мойес Бойд вместе играли на британской сцене, их первый, двойной альбом, «Dem Ones» вышел в 2015 году. Первый диск содержит в себе большее количество совместных, дуэтных работ. На втором к саксофону и барабану присоединились сакс авангардной легенды Эвана Паркера, а также труба, арфа, табла (индийский ударный инструмент) и дополнительные барабаны.

Звуковая палитра дуэта, полная весельем и энергией Голдинга и Бойда, развивается во втором диске, насыщается силой новых инструментов. Музыка звучит со спиритической мощью, одновременно мечтательной и огненной, вызывающей в памяти образы альбомов Фэроу Сандерса начала семидесятых годов. Взаимодействие Голдинга и Паркера очаровывает, парадоксально, но два поколения британского джаза, кажется, понимают друг друга на телепатическом уровне, что делает их совместные композиции особо захватывающими.


10. JD Allen — Radio Flyer

jazz2.jpg

Седьмой альбом тенор-саксофониста JD Allen был записан с его привычным трио — басистом Грегом Огюстом, барабанщиком Руди Ройстоном – и приглашенным гостем, гитаристом Либерти Эллманом, запомнившимся своей работой с Генри Тридгиллом.

Композиции представляют собой минималистичные зарисовки, которые позволяют группе музыкальные странствия, идеи коллектива бредут, согласно их воле. Иногда это проявляется в энергичном хард-бопе, усиливаемом кусающейся гитарой Эллмана. В другие моменты музыка направляется в свободные фанковые зоны: титульный трек звучит так, будто создан в восьмидесятые Орнеттом Коулманом. Звуки помогают выбросить из головы неудачи, уводят за собой в дали, которые не всегда можно описать.


9. Harriet Tubman — Araminta

Музыку Гарриет Табмен сложно описать. Кажется, ее можно классифицировать как инструментальный рок, трио состоит из электрогитары, электробаса и барабанов. Звук коллектива также имеет элементы рока, дополненного джазом, фанком и даром, он представляет собой подобие шторма с зачаровывающими игрищами молний. Даже когда музыка звучит громко, что случается довольно часто, создается впечатление “капризного” пения инструментов.

Трубач Вадада Лео Смит любящий тишину столько же, сколько звук горна, очень органично влился в концепт альбома «Araminta». Инструмент музыканта будто пробивается сквозь бурю, играя с эмбиент-гитарой Брендона Росса и глубоким басом Мелвина Гиббса, что обнаруживает меланхоличную мудрость звучания, подобающую названию альбома.


8. Kamasi Washington — Harmony of Difference

jazz4.jpg

Интересно наблюдать, как Камаси Вашингтон, автор тройного, трехчасового магнум опус, выстреливший из ниоткуда (Лос Анджелес действительно долгое время был местом отсутствия перспектив для джаза), сейчас собирает полуторатысячные клубы и выступает на крупнейших фестивалях направления. Со сдержанным, состоящим из шести песен, получасовым EP, конечно.

«Harmony Of Difference» сохраняет заданные еще в «The Epic» мягкость и мелодичность, но добавляет краткость и приземленность соула ранних семидесятых. Первые пять треков из шести представляют собой трех- или четырехминутные композиции, наполненные глубокими, напоминающими гул, хуками, которые вы, возможно, слышали на альбомах Стэнли Тёррентайна или Хэнка Кроуфорда семидесятых годов. Финальное произведение – это серьезная рефлексия всех принимавших участие в создании EP. В этой композиции музыканты создают нечто развивающееся самостоятельно, похожее на мантру.


7. Tyshawn Sorey — Verisimilitude

jazz5.jpg

Двойной альбом 2016 года «The Inner Spectrum Of Variables» Тишона Сорей собрал трио пианистов и струнное трио для совместной работы, их музыка звучала то раскатами грома, то почти бесшумной медитацией. Релиз «Verisimilitude» развивает темы альбома прошлого года.

На «Obsidian» Сорей создает удивительную музыкальную картину, которая напоминает приглушенные шумы от перемещения мебели в соседней комнате, будто не человек, но кто-то иной руководит такой необъяснимой мистикой. На двенадцатой минуте кажется, что речи инструментов взрываются по чьему-то приказанию, однако все это, конечно, является мастерской игрой музыканта, который строго контролирует каждый звук.


6. Vijay Iyer Sextet — Far From Over

jazz6.jpg

Герой седьмого места, Тишон Сорей, принял участие и в записи альбома «Far From Over». Кроме него, пианист Айер пригласил Грэма Нэйнеса с корнетом, Стива Леманна с альт-саксофоном, Марка Шима с тенор-саксофоном и Стэфана Крампа с басом.

Вместе они создали огненную, пульсирующую музыку, местами напоминающую альбомы «Black Fire» и «Point Of Departure» Эндрю Хилла, это особенно заметно на титульном треке и на «Down To The Wire». Гитара Фендер Роудс, руководимая Айером, также слышна здесь в композиции «Nope», ей помогают горны, играющие стаккато. Музыка иногда уходит и в области, граничащие с эмбиентом, что создает непередаваемую атмосферу. Этот альбом, быть может, является самым агрессивно звучащим творением объединения «ECM», и, если Вы не являетесь фанатом Айера, однозначно стоит попытаться изменить свое мнение, ибо «Far From Over» — поистине прекрасная вещь.


5. Irreversible Entanglements – Irreversible Entanglements

jazz7.jpg

Irreversible Entanglements — это новая группа музыкантов, состоящая из саксофониста Кира Нойрингера, басиста Люка Стюарта, трубача Аквилиса Наварро и барабанщика Чесера Холмса, к которым присоединилась поэтесса Камая Айова, более известная как Moor Mother.

Их музыка напоминает свободный импровизационный джаз традиции шестидесятых. Горны взрываются, дирижируемые поэтессой, басы с барабанами отбивают своеобразный «марширующей свинг», — этот джаз звучит так, будто играется на фоне парада крайне разозленных протестующих. Стихи Moor Mother, полные колкой ярости, подливают масла в огонь. Этот альбом заставит вас сжать кулаки покрепче, до боли.


4. Christian Scott aTunde Adjuah — The Centennial Trilogy

jazz8.jpg

Трубач Кристиан Скотт — музыкант, в развитие которого однозначно следует вкладывать деньги, если вы ставите на будущее джаза. В этом году он выпустил три полноценных альбома — «Ruler Rebel», «Diaspora» и «The Emancipation Procrastination» и соединил их в единый сет из трех CD, который назвал «The Centennial Trilogy».

Иногда музыка чувствуется холодной, леденящей, трэп-биты наслаиваются на живую перкуссию на фоне парящих где-то высоко соло Скотта, в то же время она кажется вырывающейся из объятий грозы, чему способствуют разнообразные барабаны и ревущие гитары. Музыкант выпускал свои релизы постепенно, с промежутками, чтобы была возможность поучаствовать в качественных коллаборациях с флейтиской Эленой Пиндерхьюджес и вокалистой Сарой Элизабет Чарльз, альбомы которых он продюсировал и представлял в этом году. Очень яркий релиз.


3. Camilla George Quartet — Isang

Камилла Джордж — лондонская альт-саксофонистка, рожденная в Нигерии. Её квартет, состоящий из пианистки Сары Тэнди, басиста Дэниела Касмира и барабанщика Феми Колеосо, начал свою работу в 2014 году. «Isang» является дебютным альбомом, в котором группа исследует разнообразные стили старой школы джаза, например, калипсо – одну из любимых форм Сонни Роллинза, – а также блюз, афробит и регги.

Вокалистка Зара МакФарлейн поучаствовала в записи одного трека – новой версии композиции «Ms. Baja» авторства Кении Гаррета. Музыка исполняется с жизненной силой и настоящей радостью, особенно это слышно на первом треке «Mami Wata» и на последнем «Mami Wata Returns (Usoro)», которые трансформируют хард-боп первой версии в увлекательный афробит.


2. Yazz Ahmed — La Saboteuse

jazz10.jpg

Как и трилогия Кристиана Скотта (но в меньших масштабах), второй альбом британской трубачки Йаззы Ахмед изначально показывался публике в качестве серии EP, сейчас же он представляет собой единую цельную работу. Она и ее товарищи — в том числе известный британский музыкант Шабака Хатчингс, игравший с Sons of Kernet и другими группами – смешивают джаз и «пустынную музыку» африканских народов с мощной, полной энергичного ритма электроникой. Электрогитара, электропианино, две электро-бас-гитары и два барабана создают продуманный и аккуратно оформленный альбом.

Мантроподобные мелодии со своей полиритмической сложностью иногданапоминают «On The Corner» Майлза Дэвиса, но в исполнении этого коллектива мотивы великого джазмена слушаются более медитативными, в них можно полностью раствориться, позволив музыке плыть по венам.


1. Jaimie Branch — Fly Or Die

Больше десяти лет потребовалось трубачке Джейми Брэнч на создание её первого альбома. Она использовала это время для игры на сцене Чикаго совместно с саксофонистом Кифи Джексон, виолончелистом Фредом Лонберг-Холмом, басистом Джейсоном Аджемианом, барабанщиком Тимом Дейзи и другими. Так же, как и в далеком 2007 году, не составляет труда узнать, кто эта загадочная личность; она была приглашена выступать на нью-йоркском фестивале новой трубной музыки. Но личные проблемы заставили Брэнч на какое-то время создавать музыку писать музыку, не выпуская громких релизов.

Однако теперь она вновь появилась на широкой публике, не отрицая её. «Fly Or Die» был записан с квартетом, участниками которого являются виолончелистка Томека Рид, басист Джейсон Аджемиан и барабанщик Чед Тейлор. Игра Брэнч свободна и абстрактна, она кружится, проносится бризом сквозь шторм, создаваемый группой. Иногда музыка насыщается дополнительными инструментами, например, гитарой, играющей интерлюдию, или двумя корнетами, которые присоединяются к общему пению своими латунными звуками. Это не просто лучший джазовый альбом 2017 года, это одно из самых удивительных музыкальных высказываний в целом, его определенно нельзя не послушать.

Lil Wayne и Drake записали ремикс «Family Feud»

Lil Wayne и Drake записали ремикс «Family Feud»

$ki Mask, The Slump God — WTF!?

$ki Mask, The Slump God — WTF!?