Экскурс в историю: лучшие альбомы 1996 года, часть 2

Экскурс в историю: лучшие альбомы 1996 года, часть 2

1996 год неспроста считается олицетворением «золотой» эпохи в хип-хопе: мир прощается с Тупаком, встречает совсем зелёного Jay Z, а рэперы готовят два десятка альбомов, которые навсегда изменят жанр в той или иной степени.

Андрей Березин вспоминает каждый из таковых проектов, снабжая читателя их историческими особенностями. Вторая часть материала уже доступна ниже.


Что это за альбом. Веселое человечное трио с Лонг-Айленда выпустило свой четвертый альбом, впервые полностью взяв на себя долг продюсирования в связи с выходом из-под влияния эклектичного битмейкера Prince Paul. Самые преданные участники объединения Native Tongues, Де-Ла остались верными себе, разговаривая со слушателем простым и честным языком о человеческих отношениях и обесценивании в хип-хопе всего продуманного и сознательного.

Почему это стоит послушать. De La Soul — великолепный коллектив для первого знакомства с «сознательным» хип-хопом. Семплированная музыка с хорошей долей джаза, очень простая для восприятия, отличающаяся весьма бодрой линией ударных, которая вообще не дает спокойно сидеть в кресле. Мастеровитые, но отнюдь не занудные МС, которых устраивает в этой жизни все, кроме одного — отупления и коммерциализации их любимой музыки. Весь альбом солисты добры и улыбчивы, но в конце на заглавном треке раздают приветы всем — туповатым поп-рэпперам, студийным гангстерам и трясущим задами девкам из видеоклипов.

Что было потом. Группа не искала путей насильного расширения аудитории, поэтому каждый из альбомов уходил все глубже в концептуальную вселенную и все дальше от хороших продаж. В чем на Де-Ла можно положиться, так это в качестве продукта — это всегда легкий для употребления сознательный рэп для тех, кому не хочется заморачиваться со сложной музыкой по типу The Roots, но при этом невмоготу слушать про задницы, наркоту и панду. В 2016 году группа выпустила потрясающий по красоте звука альбом, с интересным набором гостей от Дэймона Олбарна до Snoop Dogg и 2 Chainz. Необходимую для его записи сумму группа смогла набрать на «Кикстартере» всего за 10 часов.

(Ранний материал группы отсутствует на стриминговых платформах.)


Что это за альбом. Четвёртый диск гегемонов человечного хип-хопа в общем и группировки Native Tongues в частности, вышедший уже после их звездного пика в начале 90-х, придавшего ATCQ трио легендарный статус. Альбом, тем не менее, строго выверен текстово и музыкально, к тому же спродюсирован полностью при участии набиравшего ход J Dilla.

Почему это стоит послушать. Альбом ярок, разнообразен, не пытается понравиться за счет упрощения, предлагает свежие решения для дальнейшей эволюции семплированного хип-хопа Нью-Йорка, который к 1996 году начинал перезревать внутри своей бумбэпной оболочки. Q-Tip жонглирует слогами, как мячиками, Phife работает прилипчивыми оборотами, которые потом невозможно выгнать из ячеек памяти. Музыка, как и раньше у ATCQ, плотная и добротная, но благодаря вступлению в дело J Dilla стала легче и «воздушней», а семплы — хитрее и вкрадчивей.

Что было потом. Хип-хоп постигла крайне болезненная потеря - после выпуска еще одного, не самого лучшего их альбома “The Love Movement”, группа в 1998 году развалилась. После этого от участников вышло совсем немного музыки, основные релизы — это три сольника от Q-Tip («The Renaissance» был просто великолепен) и один от Phife. Участники несколько лет не желали общаться друг с другом, в 2006 ненадолго воссоединились для тура, но новой музыки почти не делали. Нежелание возродить гениальный коллектив тянулось слишком долго, и недавно Phife Dawg, с начала 90-х страдавший от диабета, скончался от осложнений (при этом группа успела записать с его участием достаточно материала для нового альбома). Q-Tip же продолжает оставаться одним из первых настоящих художников и экспериментаторов жанра, по чертежам которого его последователями (а к ним можно отнести и The Roots, и Neptunes, и Kanye West) создан не один десяток смелых революционных релизов.


Что это за альбом. Основополагающий альбом для медленного южного хип-хопа жарких вечеров и прокачанных кабриолетов, всех в “бриллиантах и дереве”. Двое спокойных и хладнокровных, как айсберги, техасских рэпера Pimp C и Bun B на своем третьем диске говорят о мире хищных стволов и белого порошка с таким превосходством и таким жирным южным акцентом, что харизма просто льётся с их песен сиропом (от кашля, разумеется).

Почему это стоит послушать. Pimp C делал для дуэта настолько мелодичную, релаксирующую музыку, что ею можно наслаждаться просто в виде инструменталов (включите вечером в машине, ваша девушка оценит). Но шарм двух молодых людей, разъезжающих по городу с оружием и готовых к любой тяжкой истории, превращает эти мелодии в неповторимый репортаж из мира торговли снегом и женским телом, где полная обойма и твердая рука решают, кто сильней.

Что было потом. Дуэт здорово замешкался с выпуском следующего альбома, так что мейнстрим успел о нем даже подзабыть. Карьеру спас один-единственный трек «Big Pimpin», на котором UGK поучаствовали в гостях у Jay-Z в 2000. С этого момента о них знали все, к тому же как раз созрело поколение южных рэпперов, выросших на «Ridin’ Dirty». Через 5-7 лет после выхода альбом наконец приобрел статус классического для всего грязного южного рэпа. Десятки местных артистов один за другим высказывали свое восхищение этим релизом, и тюремное заключение Pimp C вылилось в целую кампанию за его освобождение по всей стране. К моменту выхода их золотого двойного альбома “Underground Kingz” в 2007 году группа купалась в лучах всенародной любви. Все перечеркнула смерть Pimp C от передозировки в том же году. UGK перед этим вовсю писали свой следующий альбом, и Bun B смог его выпустить, после чего перешел в ранг соло-тяжеловесов, каждое слово которых у микрофона на вес золота, а репутация в индустрии просто свинцовая.


Что это за альбом. Второй «платиновый» альбом артистичного дуэта из Атланты, начавшего за три года до этого с роскошных песен о жизни “игроков и сутенеров”, который неожиданно для публики увел коллектив в абстрактно-космическую плоскость. Andre 3000 и Big Boi строчили рифмами активно как и раньше, но музыку переиначили и занялись ей сами, убрав взрастивших их битмейкеров Organized Noize на второй план. Итогом стал очень лаконичный по звуку и сложный для восприятия продукт, выглядевший вызовом для индустрии понятных открытых мелодий и приземленных текстов.

Почему это стоит послушать. Да потому что это прекрасно пережило прошедшие 20 лет. Сделав то, что их «пёрло», а не то, что от них ждали, OutKast смогли зацепиться за вечность. Потусторонняя музыка, вкус которой удается распробовать только при пятом прослушивании в полной темноте, оказалась вне времени, а непоколебимые навыки обоих МС у микрофона не дадут считать их потерявшими колею эксцентриками.

Что было потом. В 1998 и 2000 годах дуэт издал два мультиплатиновых альбома, которые сохраняли жар и изобретательность текстов, но добавили в сочности и мелодизме, что вывело OutKast в ряды недосягаемых звезд. В новом веке вкусы двух участников разошлись, Андрэ все больше тянуло к поп- и соул-вокалу, в то время как Биг Бой тяготел к пулеметному речитативу под быстрый электро-хип-хоп. Но даже из различий эти двое извлекли пользу — их двойной альбом 2003 года, составленный из двух сольников, оказался в итоге самым продаваемым альбомом в истории жанра вообще. Позже группа поступила подобно ATCQ — вероломно распалась.



Что это за альбом. The Roots — коллектив из нескольких музыкантов и МС, лидирующие роли в котором играют барабанщик и идейный вдохновитель ?uestlove (Куэстлав) и рифмовщик Black Thought. Для группы из Филадельфии это был третий альбом, и на нем упор был сделан на четкий пробивной ритм, джазовое наполнение и длинные содержательные речитативы.

Почему это стоит послушать. Для тех, кто застал The Roots уже состоявшимися музыкантами на постоянной работе в вечернем шоу Джимми Фэллона, будет неожиданным услышать альбом, которым управляют прямолинейные ударные и семплированные лупы. Создается ощущение, что весь живой инструментал группа оставляла для лайвов. The Roots и вправду в то время лишь набирали обороты, но чего у них было не отнять, так это бетонной уверенности в каждом своем слове, плотности и эффектной простоты битов, а также гэнгста-фри текстов на личностные, социальные и политические темы.

Что было потом. «Илладелф» дал группе возможность быть услышанной на национальном уровне, а вышедший спустя 3 года альбом «Things Fall Apart» оказался для коллектива самым успешным. Один гениальный хит на все времена «You Got Me» — и достойные продажи плюс номинация на «Грэмми» не заставили себя ждать (а в 2013 диск стал «платиновым»). В XXI веке группа почти полностью перешла на живое исполнение при записи, а каждый альбом все дальше уходил в концептуальные лабиринты. Нынешних The Roots не получится слушать походя: каждый новый альбом — это фильм, с завязкой, кульминацией и концовкой, и внимание от начала и до конца того стоит.


Что это за альбом. Дебют язвительного и очень техничного рэпера из Калифорнии, отличавшийся многослойными торопливыми рифмами и резкими заявлениями на политические и расовые темы (иногда даже с перегибами, см. текст «Nature Of The Threat»). На контрасте с преобладавшими в Весткосте низменными темами такие тексты звучали для многих оглушающе.

Почему это стоит послушать. Живая и подвижная техника Ras Kass не даст вам зазеваться, он действительно один из самых одаренных на трудном поприще быстрого содержательного речитатива.

Что было потом. После успешного второго альбома 1998 года, на котором у Раса погостил даже Dr. Dre, артиста словно кто-то проклял. Он поочередно записал для лейбла целых два альбома, которые в итоге не были выпущены. В первой декаде «нулевых» Рас дважды побывал в заключении, между сроками выпуская микстейпы на подземном уровне. В 2006 ему даже пришлось получить люлей от The Game (видимо, за дело). Только в последние годы Ras Kass стал вновь делать номерные релизы, где он все так же рубит правду-матку нескончаемыми рифмами о политике и истории. Из этих альбомов предпочтительнее всего смотрится дуэт Ras Kass с битмейкером Apollo Brown »Blasphemy», а также вышедший совсем недавно сиквел дебютного альбома под названием «Intellectual Property».


Что это за альбом. Выходец из Likwit Crew, Экзибит смог стать известным благодаря синглу «Paparazzi» с этого альбома, где он сокрушался о том, что артисты приходят в эту игру “только ради денег и славы”. Второй сингл «The Foundation» рассказывал об отношениях отца и сына. Эти песни и вытянули альбом, который в остальном выглядит довольно шаблонно и на будущие успехи Экзибита никак не намекает.

Почему это стоит послушать. Xzibit с самого начала звучал энергично и умел достучаться своим стенобитным флоу в любую голову. Стоит послушать, будучи в настроении активном, но не шутливом.

Что было потом. На втором альбоме Экзибит выдал биты пожарче и поинтересней, плюс создал парочку добротных хитов, выгодно отличавшихся от пасмурных песен с первого альбома. А третий («Restless» 2000 года) делался при участии Dr. Dre и Snoop Dogg с командой, а потому дал жизнь сразу нескольким безошибочным хитам. Экс перешел от скучного семплированного фона к ярким джи-фанковым аранжировкам. Почти ничего сравнимого по качеству в последующие годы он произвести не смог, и продажи постепенно шли вниз. Про тачки на прокачке вы все сами знаете, а теперь Экса скорее можно встретить в странной российской рекламе, чем в хитовом рэп-боевике из топ-40.


Что это за альбом. Винтажный джазовый этюд, от первого до последнего трека созданный руками DJ Premier. Видный участник Gang Starr Foundation, “крушитель микрофонов” Jeru с толком и расстановкой учит окружающих слушать свой разум и совесть, смотреть на мир третьим глазом и не верить скользким типам, вроде белых расистов и недалеких гэнгста-рэпперов с их карабасами-продюсерами. Попутно открыто наезжает на Fugees, а также на Puff Daddy в истории о хип-хопе как о непутевом человеке, которого похитили мерзкие поп-рэпперы.

Почему это стоит послушать. Не только потому, что полное имя артиста при рождении — Kendrick Jeru Davis. Ему действительно достался счастливый билет, ведь таких интересных и мощных джазовых битов в репертуаре самих Gang Starr до того момента и не было. Мягкий, хитро нарезанный звук второго альбома Jeru — настоящий рог изобилия для тех, кому нужен подземный хип-хоп без примесей, но и без занудства. А академическая дикция Jeru позволяет по его текстам учить язык.

Что было потом. Альбом не стал событием в коммерческом плане, а далее Джеру нашел повод рассориться с Примо и потерял таким образом шикарного битмейкера. Вся его дальнейшая карьера — это столь же насупленные тексты и тщетные попытки найти приличный звук.

Lorde — Melodrama

Lorde — Melodrama

KYLE — Nothing 2 Lose

KYLE — Nothing 2 Lose